Troll Wars (9_3viggen) wrote,
Troll Wars
9_3viggen

Categories:

Выход на информатора

После того, как я набрел на два уникальных видео о поездках немцев из тогда еще западногерманского города Киль в СССР, состоявшихся в 1986 и 1989 годах, я не мог не попробовать выйти на контакт с автором видео Юргеном Скопом, который в сумме накатал на своем Mercedes-Benz 280S более 17000 км по тогда еще советским дорогам.

Был найден его веб-сайт и контактная электропочта, на которую я отправил несколько вопросов на тему путешествия по СССР туристов из капстран.Конечно, хотелось бы отправить побольше вопросов, но человека 1936 года рождения я решил сходу вопросами не долбить. К тому же кондовый дизайн сайта наводил на мысли, что герр Скоп либо давно его забросил, либо покинул сей мир.

Но мне повезло и спустя несколько дней мне пришло электрописьмо от самого Юргена Скопа, где он ответил на мои вопросы о том, как западные туристы ездили по СССР в 1986 году. Меня интересовали бюрократические формальности, слежка со стороны КГБ, обслуживание автомобиля (Mercedes W126 это вам не Москвич и даже не Волга) и услуги советской туриндустрии.

Гостиничный комплекс "Дагомыс" постройки 1981-1982 годов под Сочи - один из немногих приличных отелей, которые видны на видео. Кстати, строили его югославы. Знали бы немцы, что в 1988 году там состоится одна из крупнейших сходок ОПГ с участием самого Япончика...

Публикую перевод моих вопросов и ответов на них, котоые выделены курсивом.

1. Как часто вам казалось, что за вами следит КГБ? Среди некоторых экскурсоводов и большинства водителей автобусов "Интуриста" были осведомители спецслужб. Было ли заметно, что работающие в сфере туризма люди следили за вами?

- Чувство слежки было постоянным. Поначалу оно нас невероятно беспокоило (в 1986 году Скоп ездил в СССР с сыном). Но однажды утром я подошел к преследовавшему нас автомобилю и сказал сидящему там мужчине на немецком, что я сыт по горло их слежкой и мой автомобиль намного быстрее, чем у него, так что я без проблем смогу оторваться от него и его коллег (если за немцами следили сотрудники КГБ на ГАЗ 24-24 или 24-34 с мотором V8, то оторваться было бы посложнее, так как гебистская Волга мощнее, у нее 195 л.с против мерседесовских 156, но зато Mercedes быстрее Волги - 200 км/ч против 182 км/ч, хотя в СССР такую скорость на дорогах общего пользования и развить было бы негде). После этого слежка за нами стала менее заметной. Экскурсоводы не показались мне работающими на КГБ. Один раз нас даже попросили провезти контрабандную посылку в ФРГ. В другой раз я хотел дать чаевые экскурсоводу в автобусе, но она их не взяла. После завершения экскурсии эксурсовод подошла к нам и сказала, что сейчас она может взять чаевые, так как за ними не следят. Остальной обслуживающий персонал или местные жители тоже не показались нам работающими на КГБ.

2. Во время вашей поездки из Запорожья в Крым вы упомянули, что выбрали не ту дорогу, за что были остановлены полицией (термин "милиция" не был мной использован для избежания путаницы) и подвергнуты допросу. Должен ли был западный турист утверджать маршрут поездки с властями или вы бросились полиции в глаза из-за автомобиля Mercedes с номерными знаками ФРГ, который 35 лет назад выглядел в СССР как космический корабль пришельцев?

- Дороги, по которым мы ездили, были детально утверждены заранее и нам было запрещено отклоняться от маршрута. Наш автомобиль привлекал внимание везде. Нам приходилось парковать его по вечерам под надзором полиции. Мерседесовская звезда иногда казалась местным советской звездой. Иногда мы ездили в городах по полосам для знаменитостей (имеются в виду резервные полосы, которые в англоязычных странах вообще зовутся ZIL lane), по которым обычно ездить запрещалось. Наверное, нас принимали за важных людей или путали логотип с советской звездой (думаю, что насчет звезды герр Скоп таки ошибается, а его Mercedes-Benz милиция издалека принимала за машину дипломата либо крупного номенклатурного родственника или же артиста, эти нередко ездили на иномарках).

3. Брали ли вы с собой запасные части для автомобиля или решили положиться на его надежность (в те годы немецкие автомобили были в разы надежнее, нежели сейчас)? Насколько я помню, в Крыму у вас была проблема с топливной магистралью, которую вы починили собственноручно.

- Мы не брали никаких запчастей. Они нам и не понадобились, за исключением изоленты для обматывания дырки в топливной магистрали.

4. Было ли для вас обязательным брать экскурсовода в городах СССР? Я хотел бы еще спросить у вас, почему некоторые отели (к примеру, в Тбилиси, Цхалтубо и Москве) находились на окраинах и точно не могли считаться лидерами в плане комфорта. Это было из-за отсутствия других вариантов размещения для туристов из ФРГ или такие отели были ощутимо дешевле?

- Да, в некоторых городах СССР для нас было обязательным брать экскурсовода и запрещено ездить в машине без сопровождения. Отели были по предписанию и забронированы заранее. Эти отели принадлежали сети "Интурист", где обслуживали иностранцев. Другие отели нам не предлагались.

Как уже было сказано ранее, я хотел спросить побольше, но не решился сразу задалбливать вопросами пожилого человека. Да и 85 лет - это возраст, до которого можно несколько раз растерять память или попросту не дожить. Впрочем, раз один ответ все же пришел, то можно еще что-то спросить у герра Скопа о туризме в СССР. Можете смело кидать свои предложения, я постараюсь донести их до него. Не так много свидетелей той эпохи осталось, особенно таких словоохотливых.
Tags: какие корабли?, почитать принес, самолеты какие были?, чай "Липтон"-греческая смоковница, чисти вилкой!
Subscribe

  • Метаморфозы поколений

    Пока идет работа над следующей частью о Геле Кандидовиче, хотел бы заметить, что у элитных номенклатурных семей из бывшего совка все будто под…

  • Рижву долбит нормально

    На данный момент вид на берег моря рядом с пассажирским вокзалом Батуми выглядит примерно так (все зависит от погоды, конечно). Или так. Смотря в…

  • Мелкий кандидоз-III. Карьерно-семейный рост крестного отца

    В прошлой части проекта "Илитка" рассказывлоась о московском периоде Гелы Чарквиани, нынешнего объекта изучения. Теперь же перенесемся в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments

  • Метаморфозы поколений

    Пока идет работа над следующей частью о Геле Кандидовиче, хотел бы заметить, что у элитных номенклатурных семей из бывшего совка все будто под…

  • Рижву долбит нормально

    На данный момент вид на берег моря рядом с пассажирским вокзалом Батуми выглядит примерно так (все зависит от погоды, конечно). Или так. Смотря в…

  • Мелкий кандидоз-III. Карьерно-семейный рост крестного отца

    В прошлой части проекта "Илитка" рассказывлоась о московском периоде Гелы Чарквиани, нынешнего объекта изучения. Теперь же перенесемся в…