Troll Wars (9_3viggen) wrote,
Troll Wars
9_3viggen

Category:

Ткибули-2014 и немного сегодня

Решил я тут начать разгребать свои залежи путешествий. И почему-то после очередного рейда на ютуб пришел к выводу, что надо написать о моей чудо-поездке в Ткибули осенью 2014 года. Она необычна тем, что была совершена на поезде, хотя обычно в Ткибули я ездил на машине. Но эта поездка вдвойне необычна тем, что в Ткибули я поехал не в пассажирском вагоне, а в кабине электровоза. Выражаясь языком маэстро Болашенко/Логачева/Иванова Ивана Инфойда, эта линия была мной проезжена от и до.

Поездка была совершена вместе с одним хорошим знакомым, с которым мы как-то пытались спасти тепловоз ТЭ3 из тбилисского депо от порезки в чермет (но потерпели поражение в битве с чудо-реформаторами из нацсекты) и который во многом помог выйти на кутаисских железнодорожников. У нас было приглашение на утренний рейс пригородного поезда из Кутаиси в Ткибули и билеты в заднюю кабину электровоза. Но в Кутаиси и Ткибули передняя кабина была доступна в любое время. Итак, готовимся к отправлению.

Пора удаляться в заднюю кабину. Путь в нее лежит через машинное отделение.

Вокзал станции Кутаиси-I. Старый был слишком уставший после 1990-х и его снесли, решив не обременять себя восстановлением исторического здания.

Два грузовых пойдут после нас на Ткибули вывозить уголь. Вдали видны вагоны дневного поезда на Тбилиси.

Поезд идет крайне медленно из-за древних путей, неработающей еще с 1990-х путевой сигнализации (путевые записки наше все!) и крайне сложного профиля. Но за рассказыванием всяких офигительных историй это особо не замечается и через пару с лишним часов мы уже в Ткибули.

Наш электровоз уходит в северную горловину на обгон. Есть немного времени обойти город и поснимать его, пока поезд готовится к отправлению.

60-65 лет назад в этих местах бегали совсем другие электровозы:

Еще железнодорожники рассказали мне, что вплоть до середины 1980-х в Ткибули уголь из шахт до обогатительной фабрики и станций вывозили паровозами. Это вполне логично, ведь паровозу топливом служило то же самое, что он и вывозил из шахт. Вот фотография тех паровозных времен:

Вокзал станции Ткибули-II. Построен явно в сталинские или раннехрущевские времена.

Обычные пассажиры едут вот в этом вагончике. Который в свои молодые годы был в составе рефсекции, но потом превратился в пассажирский после визита на вагоноремонтный завод в Тбилиси.

Интерьер вагончика прост и бесхитростен. Кондуктор в это время побежал набирать воду из родника - в сентябре погода в западной Грузии все еще жаркая.

Через пару минут к вагончику подъезжает из южной горловины электровоз. Надо торопиться, еще полчаса с лишним и поезд уйдет.

Центральная улица Ткибули носит имя Гамсахурдия. Правда, табличек не обнаружил и поэтому не могу сказать, какой из литерных стукачей советских спецслужб - отец или сын заполучил себе эту улицу.

Ткибули городок тихий, поэтому рев речки Ткибула отчетливо слышен на его улицах.

Коммерция по-ткибульски: продуктовый магазин, мужская и женская парикмахерская да еще магазин автозапчастей. А еще какой-то фонд развития Ткибульского района на втором этаже.

Около главного вокзала города (их тут два) в основном расположены сталинки. На второй из них виден брезентовый навес, где написано "...части". Видимо, автозапчасти в городе очень нужны.

Иду чуть дальше на север и моя гипотеза оказалсь верной - это магазин автозапчастей.

Городская мэрия тоже сидит в здании сталинских времен.

В городе есть даже театр. Кстати, Ткибули является родным городом Кахи Кавсадзе. А еще тут родился и вырос лидер кутаисской ОПГ Тариэл Ониани, чей отец был шахтером и погиб из-за обвала в забое.

По этой дороге можно добраться до Шаорской ГЭС, в микрорайон "Корея" или уехать еще севернее - в Рачу. За деревьями прячется полицейский участок.

А это уже улица, ведущая в жилые кварталы рядом с театром и мэрией. Местные рассказывали, что они были построены немецкими военнопленными, которые еще и в шахтах работали до возвращения в Германию.

Те самые дома, которые в Ткибули зовут "немецкими".

Ткибульский дворец молодежи, весьма монументальная сталинка для небольшого шахтерского города. За ним находится футбольный стадион "Гантиади", один из двух имеющихся в Ткибули. Второй расположен в северной части города и на нем принимет домашние матчи местный футбольный клуб "Мешахте" (в переводе с грузинского "Шахтер"). Причем под стадионом "Мешахте" проложены трубы, по которым идет вода из Шаорского водохранилища в машинный зал ГЭС.

Все тот же дворец молодежи примерно 60 лет назад.

В пруду перед мэрией живет лебедь.

Ткибульский автопарк 7 лет назад был таким.

Пора идти южнее к станции Ткибули-I, где можно будет сесть на поезд.

Оживленного движения в Ткибули нет и пешеход может пересекать центральную улицу города там, где пожелает.

Эти здания строились уже явно во времена борьбы с архитектурными излишествами.

Как ни крути, а природа в Ткибули очень хороша.

Дворовая сторона выглядит немного иначе, чем фасадная.

Здесь отлично заметно, что ткибульцы любят иметь во дворах гараж.

Вот и железная дорога показалась. Если не получится дойти до станции, поезд подберет нас где-нибудь тут.

Ткибульская хрущевка. По ней видно, что часть квартир заколочены и брошены.

Соседний дом выглядит явно бодрее.

Внезапно замечаю подстанцию за моей спиной. На ее территории стоят деревянные вагоны!

Они еще и на подшипниках скольжения.

Вагон-платформа так вообще двухосный. Неужели трофейный из Германии?

Так как дальше вдоль путей слишком много угольной пыли из-за обогатетильной фабрики, приходится выйти на дорогу. Чем дальше от центра, тем сильнее заметны следы того, что за 30 лет население Ткибули сократилось более чем в 2 раза, так как в 1992-2007 годах угольные шахты не работали и движения по железной дороге не было от слова совсем.

Но жизнь здесь скорее есть, чем ее нет. Иначе магазины бы давно закрылись.

И тут мне на глаза попадается уникальный артефакт. Кстати, музей жив-здоров до сих пор.

А вот и станция Ткибули-I. Здесь вагоны загружают углем, после чего они идут в Кутаиси и далее на экспорт.

Вот и тот самый состав, который провожал наш поезд утром в Кутаиси.

Здесь даже чмуха обитает!

Вот и поезд на Кутаиси подошел. Задняя кабина уже ждет гостей.

На выезде из Ткибули видны брежневки, которые вне всякого сомнения являются самыми печально смотрящимися многоэтажками в городе из-за обилия покинутых квартир. В конце 1990-х и начале 2000-х их можно было выменять на поросенка или велосипед. Да и сейчас они от силы 1500 долларов стоят.

Машинист прибавляет ходу и наш поезд быстро покидает Ткибули. Но это ненадолго, вскоре будет извилистый участок, где поезд будет ехать от силы 15-20 км/ч.

Такая вот была поездка в Ткибули 6 с половиной лет назад.

Кстати, парадоксальным образом миграционная лихорадка добралась и до Ткибули. В ходе подготовки этого поста я нашел целый канал некоего российского пенсионера из Ростовской области (!), который решил ни с того ни с сего перебраться в Ткибули. Мало того, после рейда на его ютуб-канал обнаружилось, что данный экземпляр не единичен и что есть другие любители миграции на юг из России, которые переселяются в этот небольшой шахтерский город.

Мало того, в угольных шахтах работает...несколько десятков украинских шахтеров. В общем-то я не имею ничего против (это у мишистов лютый баттхерт наступает, когда в Грузию переезжает кто-то помимо обожаемых ими турков или иранцев), если кому-то хочется жить и работать в Грузии, особенно если культурные различия не особо велики. Правда, обычно понаезжают в Тбилиси или Батуми. Но зачем переезжать в более чем небогатый город в 40 километрах от Кутаиси, где особо-то и заняться нечем? Можно максимум ходить на охоту, рыбачить в двух расположенных поблизости громадных водохранилищах или ходить в лес и собирать грибы с ягодами (правда, там можно и медведя встретить). Про работу вообще не говорю - в Ткибули можно работать в госструктурах, на железной дороге или в шахте, все. В общем, вопросов больше, нежели ответов. Видимо, природа делает свое дело.
Tags: А ю лаки мен! ты живешь наверху, какие корабли?, почитать принес, самолеты какие были?, чай "Липтон"-греческая смоковница, чисти вилкой!
Subscribe

  • Radio Espantoso на выезде

    Если кто-то думает, что после кубинской революции 1959 года бородачи с яхты "Бабуля" тут же побежали в Москву на поклон, то он ошибается.…

  • Это не другое

    Все давно знают, что пристройки этакий мем закавказских стран. Их и в Батуми великое множество (сейчас уже почти не сооружают, но с 1990-х и 2000-х…

  • Новояз возле нас

    Все знают, как горячо я люблю бигтех. Даже когда ЖЖ начал потихоньку сдуваться, я твердо решил остаться тут. Интерфейс знакомый, тексты писать…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments

  • Radio Espantoso на выезде

    Если кто-то думает, что после кубинской революции 1959 года бородачи с яхты "Бабуля" тут же побежали в Москву на поклон, то он ошибается.…

  • Это не другое

    Все давно знают, что пристройки этакий мем закавказских стран. Их и в Батуми великое множество (сейчас уже почти не сооружают, но с 1990-х и 2000-х…

  • Новояз возле нас

    Все знают, как горячо я люблю бигтех. Даже когда ЖЖ начал потихоньку сдуваться, я твердо решил остаться тут. Интерфейс знакомый, тексты писать…