Troll Wars (9_3viggen) wrote,
Troll Wars
9_3viggen

Category:

Планово-кооперативная граница - часть 2, кооперативная

Тема погранперехода в Сарпи близится к завершению, чему я неслыханно рад. Конечно, писать про тех, кто пытался через Грузию удрать на запад в годы СССР, я продолжу. Но о самом погранпереходе писать буду меньше, ибо он меня уже самого достал в первую очередь тем, что для обычного КПП между двумя странами приходится выкапывать слишком много информации. Будто научную статью пишешь.

Итак, сегодня речь пойдет о новой главе в истории Сарпи, когда пограничная застава им. Асена Илиева была снесена, а на ее месте построили ОКПП "Сарпи", который стал местом перехода границы из тогда еще СССР в Турцию. Про погранзаставу в 1978 году я недавно писал здесь. Теперь же настало время написать о погранпереходе перестроечных времен, когда он стал воротами из СССР в капиталистический мир и их можно было пройти совершенно легально. Вот видео 1991 года, которое я буду препарировать для читателей ниже. Судя по погоде и одежде людей, снято оно весной, то есть примерно за полгода до того, как СССР окончательно даст дуба.

Качество у него дерьмовое, прямо скажу. Но другого нет и неизвестно, появится ли. Так что придется работать с таким материалом, который есть.

30 лет назад прибрежная линия в Сарпи еще не была такой застроенной. На месте грузинской и турецкой пограничных застав появились пункты пропуска, а турки вдобавок построили и мечеть в качестве религиозного индикатора.

В 2018 году это же место, но с другого ракурса, выглядело так. Фотографии я взял из моего поста 2018 года про поездку в Сарпи.

Чуть позже с грузинской стороны появилась и небольшая церковь.

30 лет назад с противоположной стороны это выглядело примерно так.

Уже знакомые нам по фильму 1978 года пограничники сменили овчарку на мелкотравчатого спаниеля. Даже у собак перестройка была, а как же. Сами погранвойска СССР с 1992 года станут погранвойсками России и простоят за грузинско-турецкой границе до 1999 года.

Таможенница работает в солнцезащитных очках, при этом находясь в помещении. Сегодня такое представить сложно.

А вот и контингент, с которым ей и ее коллегам предстоит работать. Кстати, за 30 лет таможенники изменились гораздо сильнее, чем челноки, которые до начала вирусной шизы переходили через границу в практически неизменном виде.

Шмон багажа образца 1991 года.

Модные челночницы тех времен.

Это не вывоз скота из Грузии в исламские страны, который сейчас идет довольно успешно.

Этот автопоезд едет из самой Москвы.

И принадлежит он столичному цирку. Интересно, куда держат пусть московские циркачи?

Очередь из машин для 1991 года была впечатляющей.

Логично, что приехавшие на машинах в Сарпи не очень довольны. Причем большинство респондентов в видео не из Батуми, как кто-то мог бы подумать, а из Тбилиси и Баку.

Тут надо сделать небольшое отступление касательно принципа функционирования челночного бизнеса времен позднего СССР. Советские жители скупали любое барахло, которое могли перепродать в Турции. Получив таким образом нужное количество валюты, они пробретали на нее тот товар, который был в дефиците на территории СССР и ехали обратно. Причем они чаще всего пытались убедить таможенников в том, что везут...подарки турецким друзьям и родственникам. Откуда у тысяч людей внезапно появлялись родственники в Турции, это уже задача из разряда квантовой физики.

А вот и те самые подарки. Например, различные сельскохозяйственные инструменты.

Турецкие "родственники" устали от серпов и стамесок? Подарим им мешок подшипников!

Дефицит подшипников удачно ликвидирован? Можно подарить дорогим "родственникам" эмалированную посуду, в чем проблема.

Склад подарков, которым не повезло пересечь границу.

Еще щедрые челноки везли из СССР всякие реле и прочие электродетали. Эти завернуты в отрезанные рукава от спортивного костюма Adidas. В 1991 году разрезать такую одежду для перевоза контрабаса могли только весьма обеспеченные люди. При этом в салоне ВАЗ-2109 во время досмотра из динамиков голосит Джордж Майкл с весьма провокационной для тех времен песней "I Want Your Sex". "Девятка", заграничная музыка и отрезанные рукава от импортной одежды в качестве упаковки для тайника - не самый простой челнок попался на видео.

Номера у пижонского ВАЗ-2109 не с кодом "ГА", "ГГ" или "ГР", какие были в Грузии тогда. Серия "АЕ" выдавалась гражданам СССР для выезда за рубеж.

Еще один тайник вскрыт. Картинка плохая, но вроде бы на снимке какая-то бижутерия.

Именно так выглядела граница на замке в 1991 году.

30 лет назад из СССР в Турцию ездили даже на самосвалах.

Штамп при пересечении госграницы в 1991 году был весьма субтильным в сравнении с теми агрегатами, которые шлепают печать в паспорт сегодня.

А вот и главный транспорт челноков между СССР и Турцией - автобус Ikarus. Мой отец в 1990 году выезжал в Стамбул именно на таком автобусе, только ехал он с сухумской футбольной командой, а автобус принадлежал...нет, не футбольному клубу, а рыбзаводу, на котором в 1980-х работал отец. По старой дружбе его подвезли до главного города Турции даром. В 1999 году я вместе со своими одноклассниками пересеку границу между Грузией и Турцией тоже в Сарпи и тоже на Икарусе. Надо потом как-нибудь отсканировать фотографии из той поездки в Турцию.

Компьютеризация на погранпереходе в 1991 году уже присутствовала.

Тут уже показан ввоз незадекларированной валюты, но из-за плохого качества видео определить ее невозможно.

Интересно, кто в Турции стал бы покупать вот это?

У входа на пункт пропуска в 1991 году...

...и в наши дни. Контингент изменился не особо.

Наряд пограничников и их будка.

Простукивание вентиляционных каналов в салоне автобуса, которые издавна служили тайниками для контрабаса.

"Как же теперь это все обратно запихнуть-то?"

Челноки возвращаются в Батуми по старому мосту через Чорохи.

На следующий день они уже будут стоять на толкучках.

И продавать свой товар, завезенный из Турции.

Типичный госмагазин образца 1991 года. И еще кто-то говорит, что в ГССР дефицита не было никогда.

Интересно, как сложилась судьба у кооператива "Телети", предлагавшего продукцию собственного производства?

В 1990-х и 2000-х о богатстве таможенников в Батуми ходили легенды. По слухам, они зарабатывали даже больше моряков. Во что я лично охотно верю, ибо мои одноклассники из таможенных семей кичились своим достатком, а их отцы могли за год насобирать на новый Mercedes-Benz E-класса. Уверен, что многие из них работали на таможне уже в момент съемки этого видео. Да и в середине 2000-х сильно хуже жить они точно не стали, а вот сменившие их люди (у меня много однокурсников по шараге на Сарпи работать ушло) уже работают в 99% случаев на одну зарплату.

Как-то так, одним словом. Наконец-то отдохну от этой сраной границы.

Tags: 5БВ, ЗС, Турция, все хотят наебать, какие корабли?, лекция по съеботронике, потребляди атакуе, почитать принес, самолеты какие были?
Subscribe

  • Это не другое

    Все давно знают, что пристройки этакий мем закавказских стран. Их и в Батуми великое множество (сейчас уже почти не сооружают, но с 1990-х и 2000-х…

  • Новояз возле нас

    Все знают, как горячо я люблю бигтех. Даже когда ЖЖ начал потихоньку сдуваться, я твердо решил остаться тут. Интерфейс знакомый, тексты писать…

  • Поездки бАгинь в наши края

    Внесу-ка я разнообразия немного в публикующиеся здесь иронично-исторические хроники. На этот раз речь пойдет о женщинах, которые были политическими…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Это не другое

    Все давно знают, что пристройки этакий мем закавказских стран. Их и в Батуми великое множество (сейчас уже почти не сооружают, но с 1990-х и 2000-х…

  • Новояз возле нас

    Все знают, как горячо я люблю бигтех. Даже когда ЖЖ начал потихоньку сдуваться, я твердо решил остаться тут. Интерфейс знакомый, тексты писать…

  • Поездки бАгинь в наши края

    Внесу-ка я разнообразия немного в публикующиеся здесь иронично-исторические хроники. На этот раз речь пойдет о женщинах, которые были политическими…