Troll Wars (9_3viggen) wrote,
Troll Wars
9_3viggen

Category:

Курортное импортозамещение

У Владикавказского вокзала приезжающих ждал большой открытый автобус Закавтопромторга и ласковые люди говорили:
– Кто поедет по Военно-Грузинской дороге, тех в город везем бесплатно.
– Куда же вы, Киса? – сказал Остап. – Нам в автобус. Пусть везут, раз бесплатно.


Эти строки из "12 стульев" помнят многие, но речь пойдет не о бессмертном произведении Ильфа и Петрова. А о наследниках большого открытого автобуса Закавтопромторга.

Как мы знаем, прогресс со временем не только приходит, но и уходит. 30 лет назад можно было пересечь океан на "Конкорде", пусть и за бешеные деньги, а теперь и на Боинге-747 это почти не происходит. 50-60 лет назад пассажирские салоны самолетов были сравнимы по удобству с фойе роскошного отеля (пусть и сильно сжатого), а теперь приходится летать на табуретках со спинками.

А еще в советские годы самым распиаренным и модным автобусным туристическим маршрутом была поездка из Сочи через Гагру на озеро Рица. Каноничной фотографией оттуда была вот такая:

Почему-то поездка на таком автобусе считалась в хрущевско-брежневские годы особым шиком. Серийным этот автобус не был, а являлся переделкой на шасси бортового грузовика ГАЗ-51А (хотя были и другие версии), которые выпускались во многих городах Союза, но от Сочи до Рицы чаще всего ходили творения сочинских или тбилисских авторемонтных мастерских. Оригинальный ГЗА-651 выглядел немного иначе, вот пара таких автобусов на автостанции Нового Афона (по сообщениям людей постарше, эта модель работала в ГССР до начала 1970-х):

Что вызывало столь позитивные эмоции от поездки на кустарном автобусе, переделанном из грузовика? Как минимум молодые и беззаботные годы у тех, кто 50-60 лет назад был не очень стар и чудесная природа на пути следования автобуса. В остальном эти сочинско-тбилисские поделки были полнейшим говном. Тут фанаты СССР могут начать бурлить со звуками "РРРРЯЯЯЯЯ, как ты смеешь так говорить, не ездивши на нем и незачем быть очередным Максимкой Мировичем, уррррррхххх!". На что господа ватники тут же будут посланы нахуй. Ибо mirovich.media - тупая транссексуальная небинарная гомолиберда обыкновенный евроватник (это как ватник, только с радужным флагом вместо серпасто-молоткастого), ни хрена не понимающий в матчасти. Здесь же я пытаюсь испечь макимально непредвзятый анализ, ибо только так рождается хоть какое-то подобие истины.

Во-первых, сочинско-рицинские курортные лоханки являются не прогрессом, а регрессом. В 1949 году в СССР из Австрии завезли маленькую партию туристических автобусов ÖAF 5DN 120 в качестве репараций. Даром что в германском мире обожают документировать почти все, какой-либо вразумительной информации по ТТХ данного автобуса я не нашел. Удалось узнать лишь, что австрийцы выпускали данную модель в 1948-1951 годах, они были рассчитаны на 42 пассажира и большинство автобусов строились в почтовом варианте (это такой грузопассажирский вариант, весьма распространенный в Австрии и Швейцарии - автобус ходит между крупным региональным центром и высокогорными селами, перевозя пассажиров и почту, нередко с прицепом для грузов). Мотор объемом 7,98 литра выдавал 120 л.с. (информации на тему типа топлива обнаружить не удалось, но вангую, что это был бензин). Пара репарационных автобусов попали в Сочи (в какой именно санаторий, без понятия). Вот один из автобусов ÖAF на маршруте между Сочи и озером Рица у колоннады в Гагре примерно в 1951 году:

Нетрудно заметить, что ÖAF выглядит пришельцем из космоса на фоне убогих ГЗА-651 и курортной поделки. У австрийского автобуса панорамная крыша и сдвижной верх для еще более впечатляющих видов из салона. А дворники встроены в открывающиеся лобовые стекла, что 70 лет назад явно было верхом инженерной мысли. Даже боковые стекла у австрийского автобуса были опускающимися, что отлично видно на этой фотографии, датированной летом 1953 года:


Здесь еще отлично видна задняя сцепка для прицепа - ведь изначально автобусы строились в почтовой версии, а там нередко приходилось тягать и прицеп. При этом водительская дверь открывается против хода. Хорошо заметно, что декоративных колпаков на колесах уже нет (отвалились или заботливые работники санатория себе забрали?), а задние шины имеют ярко выраженный грузовой профиль. Ведь маловероятно, чтобы в СССР 1953 года можно было найти нормальные шины для пассажирского автобуса, тем более импортного. Поэтому приходилось ставить то, что имелось под рукой. А под рукой имелось очень немного.

Был еще как минимум один такой автобус, но в другой расцветке. Вот он примерно в том же месте летом 1954 года. Следили за ним чуть получше, так как зубастых шин не видно и колпаки на месте.


В 1957 году австрийцы из ÖAF снова поставят в СССР свои автобусы, но это будут передвижные кафе, которые к нашей истории не имеют никакого отношения. Поэтому я не буду сильно копаться в их истории.

Сколько пассажиров могла взять на борт курортная лоханка на газовском шасси? Вот фотография 1959 года с одним из таких автобусов. Посчитал по головам и вышло 24 человека. Кстати, визуально контингент пассажиров отличается от оных в австрийском автобусе мягко говоря, разительно. Явно рыболовецкий колхоз "За Родину" на прогулке. Корявые дверцы с уже не держащимися в замках ручками, отшлифованные руками пассажиров до блеска дуги для тента и треугольники из оргстекла вместо боковых стекол на передних дверях - высокий класс, какой поворот темы! Именно так сказал бы Авессалом Владимирович Изнуренков, тоже большой любитель южных курортов.


Таким образом мы выяснили, что сочинско-тбилисские корыта брали на борт в среднем на 15 пассажиров меньше, чем автобусы ÖAF. Я специально указал ориентировочную разницу, ведь собранные на коленке автобусы могли иметь и разную компоновку мест - что также влияло на пассажировместимость. Длина у автобусов тоже нередко отличалась друг от друга, вот более короткий вариант рядом со все тем же Голубым озером в 1953 году.

В тех же 1950-х были и курортные автобусы на базе довоенных грузовиков, как этот. Скорее всего, в его основе лежит шасси от ЗИС-5.


Были даже курортные автобусы на базе знаменитой "полуторки". Вот один из них у все той же колоннады в Гагре, 1951 год.

Но вернемся к самому массовому типу санаторно-курортных лоханок на базе ГАЗ-51. Как уже было упомянуто, у австрийского конкурента мотор имел объем почти 8 литров и выдавал 120 л.с. У грузового ГАЗ-51 мотор объемом в 3.5 литра выдавал всего лишь 70 л.с. Грузоподъемность бортовой версии составляла 2,5 тонны. Если учесть 85 кг за средний вес пассажира, то 85х25=2125 кг. С такой нагрузкой, да в гору при слабом моторе автобусу, даже лишенному крыши, будет ох как непросто. Как итог - постоянный перегрев мотора и недостаток мощности, ведь надо от моря взбираться высоко в горы.

Поэтому такая картина с частично снятыми панелями капота была скорее нормой, чем исключением. Вот 1958 год:


1959 год. Прошу заметить, что народ одет совсем не по-летнему.


Летом мотору нужно еще больше воздуха.


В 1960-х ничего принципиально не изменилось. 1963 год, а автобус все так же испытывает кислородное голодание.


1965 год. Лень снимать боковые панели? Просто оставь капот приоткрытым и езжай дальше. Отдельно доставляет козырек над головой водителя - это чтобы ему голову не припекло?


Иногда курортные лоханки забирались и в Сухуми. Как на этом фото 1961 года, то есть лет назад. Снятые боковые панели и потешный козырек, все как полагается.


Помимо откровенно дохлого мотора, небольшой вместимости и хилого кузова есть еще такая важная вещь, как пассивная безопасность. Думаю, никто не будет отрицать тот факт, что в случае переворота такого автобуса даже на бок пассажирами прдется очень и очень несладко, а кто-то из них может уехать и на погост.

Но и это еще не все. Те, кто бывали на черноморском побережье от Туапсе и до Батуми, будут хорошо знать, что скальные породы там не отличаются особой монолитностью и нередко выглядят так, будто они слоеные. Камнепады на дорогах, будь то ущелье Юпшары, Ингури или Риони - не редкость. Иногда падают камни размером с крышку от бутылки, но бывают и оные размером в кулак либо громадные валуны. Если не принимать во внимание последние, то автобус даже с сильно застекленной, но все же крышей, гораздо безопаснее при падении камней, чем без нее. Ведь когда на крышу пассажира такой курортной лоханки прилетит сверху камень величиной с кулак, то ему явно будет не до созерцания колхидских красот. Если вообще до чего-то будет.

Тут можно было закончить пинать высер южных автокулибиных, но надо же накрыть его Пицундой крышей. Те, кто бывали на побережье от Туапсе до Батуми и ездили по окрестным горам, знают 2 факта: в нелетнее время там идут мощнейшие дожди, а в горах дуют очень буйные ветры. Официально тентованный верх курортной лоханки выглядит так и напоминает весьма ходовую в те годы у жителей закавказской глубинки кепку-аэродром (пикчу позаимствовал тут).

От косого дождя и тем более ветра (хоть штормового на побережье, хоть горного) такой не спасет от слова совсем. И через пару лет эксплуатации он будет смотреться примерно так:

Конечно, для ездивших на нем в молодые годы этот автобус навсегда останется частью воспоминаний и я ничего не имею против этого. Но лепить из тихоходного пердящего куска говна шедевр инженерной мысли и пытаться создавать реплики на базе выживших ГАЗ-51 может только существо с воображением дятла (с). Читай - кубаноид.

Так что мой вердикт прост:
Подвезенный автобусом к конторе Закавтопромторга, Остап, однако, не поспешил записаться на место в машине. Оживленно беседуя с Ипполитом Матвеевичем, он любовался опоясанной облаком Столовой горой и находя, что гора действительно похожа на стол, быстро удалился.

Но на этом история не завершается. Мне всегда было интересно, были ли в ГССР другие автобусы марки Ikarus помимо легендарной серии 200. Особенно интересовали меня модели 55 и 66, имевшие прозвища "сигара", "ракета", "пылесос" или "чемодан". И просматривая фотографии курортных лоханок во время подготовки этого поста, я обнаружил вот что:


Да-да, на фото 1966 года рядом с курортной лоханкой частично виден Ikarus 55! Причем это явно машина первых выпусков с футуристическим дизайном (потом его сильно упростили, увы). Примерно такая, как на этом снимке.


Еще один (или тот же самый) Ikarus 55 у колоннады в Гагре, окруженный курортными лоханками. Период съемки определить сложно, но это в любом случае 1950-е или 1960-е годы. Интересно, кому он принадлежал? Какому-нибудь из крутых сочинских санаториев или гагринских, ведь там тоже были дома отдыха со связями в нужных министерствах, которые могли выбить себе иностранный автобус. В любом случае, было бы интересно узнать, работали ли еще Икарусы серии 55 в Грузии и где это могло быть.

В 1970-х курортные лоханки были благополучно выпилены, а на их место пришли более знакомые нам автобусы ЛАЗ или Ikarus каноничной двухсотой серии. И картина на пути от Сочи к озеру Рица аж до начала 1990-х примерно такой:


Но это уже совсем другая история. А кто не поленился прочесть, тому огромное спасибо. Равно как и сайту архивных фотографий под эгидой кучерявой макаки на подсосе у АП [Bad username: varlamov.ru] - именно благодаря сайту она хоть как-то оправдывает свое существование.

Tags: А ю лаки мен!, все хотят наебать, какие корабли?, потребляди атакуе, почитать принес, самолеты какие были?, чисти вилкой!
Subscribe

  • Это не другое

    Все давно знают, что пристройки этакий мем закавказских стран. Их и в Батуми великое множество (сейчас уже почти не сооружают, но с 1990-х и 2000-х…

  • Новояз возле нас

    Все знают, как горячо я люблю бигтех. Даже когда ЖЖ начал потихоньку сдуваться, я твердо решил остаться тут. Интерфейс знакомый, тексты писать…

  • Поездки бАгинь в наши края

    Внесу-ка я разнообразия немного в публикующиеся здесь иронично-исторические хроники. На этот раз речь пойдет о женщинах, которые были политическими…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments

  • Это не другое

    Все давно знают, что пристройки этакий мем закавказских стран. Их и в Батуми великое множество (сейчас уже почти не сооружают, но с 1990-х и 2000-х…

  • Новояз возле нас

    Все знают, как горячо я люблю бигтех. Даже когда ЖЖ начал потихоньку сдуваться, я твердо решил остаться тут. Интерфейс знакомый, тексты писать…

  • Поездки бАгинь в наши края

    Внесу-ка я разнообразия немного в публикующиеся здесь иронично-исторические хроники. На этот раз речь пойдет о женщинах, которые были политическими…