Troll Wars (9_3viggen) wrote,
Troll Wars
9_3viggen

Category:

Повесть о сбитом летчике или надо меньше пить

После первого очерка, посвященной побегу Петра Патрушева и явно подстроенного советскими спецслужбами бегства Владислава Комиссарова настало время записи о неудачном побеге Павла Скрылева на Ан-2 из Туапсе в марте 1967 года. История эта при всей ее трагичности весьма забавна и поучительна.

Сам Скрылев был военным летчиком из Сибири, которого выкинули на мороз из-за слишком большой любви к горячительными напиткам. Из советских ВВС его за это ушли, после чего Скрылев перебрался в гражданскую авиацию. Дальше было так:

Проработав после увольнения несколько лет сперва летчиком гражданской авиации в Томской области, а затем после увольнения по той же причине электриком, он весной 1967 года отправился в Краснодар просить снова взять его в «Аэрофлот» в качестве летчика и получил отказ.

Даром что на юге бывшего СССР пофигизм был более традиционной чертой, летчика-алкаша бы не взяли на работу и там. На что надеялся Скрылев, желая стать летчиком в Краснодаре - непонятно. Ведь кубаноидское управление гражданской авиации запросто могло связаться с коллегами-сибиряками и тут вся история стремящегося в небо всплывет наружу. Это была первая ошибка.

Затем Скрылев перебирается в Туапсе и решает разведать ситуацию в местном аэропорту. Вот в этом:



Несколько дней он прожил в городской гостинице, ежедневно наведываясь в аэропорт и разведывая обстановку. Быть может, решение улететь было принято действительно спонтанно, но за остальными действиями виден трезвый расчет: Сочи, Анапа, Новороссийск и Геленджик принимали самолеты покрупнее и охранялись получше. Бывший летчик рассудил, что будет проще осуществить задуманное в захолустном аэропорту. Проживавший вместе с ним в одном номере гостиницы рыночный торговец из Закавказья потом рассказывал следователям, что его сосед разговаривал во сне и толковал о перелете.

Насчет сложности с угоном самолета из более крупных (и соответственно лучше контролируемых) аэропортов Краснодарского края Скрылев был прав. Вот только зачем он жил в гостинице не один? Конечно, сам человек не будет знать, храпит или говорит он во сне, но зачем давать другим шанс раскрыть твой замысел до его осуществления? Тут Скрылеву повезло, что соседом оказался пофигистичный житель Закавказья, который подумал, что его болтовня во сне неболее чем пьяный бред. В славянских ССР народ обыычно более бдителен и неравнодушен к таким высказываниям и вполне возможно, что следующим утром Скрылева могли разбудить сотрудники МВД. Это была вторая ошибка.

Несколько дней в таком провинциальном аэропорту, как Туапсе, более чем достаточно, чтобы запомнить расписание самолетов. Тем более что их немного. Охраны там практически никакой, а единственный посторонний посетитель ВПП - корова кого-то из местных жителей. Угонять Скрылев решил вот этот рейс:

Около 10 часов утра из Краснодара в Туапсе вылетел Ан-2П (госрегистрация СССР-04959), на борту которого находилось порядка десяти человек. Благодаря хорошей погоде экипаж (командир В.И. Мельник, второй пилот Ю.Н. Муравьев), не обходя гор, пошел напрямую и совершил посадку в аэропорту назначения. В баках самолета бензина оставалось еще почти на три часа полета. Высадив пассажиров, летчики сдали самолет на попечение местного механика и отправились отдыхать. До вылета на Краснодар оставалось примерно полчаса.

Здесь угонщик рассчитал все верно, ведь утренний рейс будет заправлен доверху, так как ему еще совершать немало перелетов. Особенно если речь идет о рейсах малой авиации, бывших в СССР аналогом автобуса. Но когда в кустах прячется уволенный летчик, желающий удрать из страны, то рабочий день может выглядеть совсем иначе.

Когда с перрона донесся шум мотора, ни командир, ни второй пилот значения этому не придали. Как вспоминал Юрий Никитович Муравьев, он посчитал, что это его командир решил выставить машину носом к морю (летное поле находилось на берегу), против ветра. Второй пилот без спешки направился на стоянку, однако самолета на прежнем месте не обнаружил. Зато тут же обнаружился командир. Как оказалось, он решил, что это переруливает второй пилот. Оба летчика в изумлении уставились друг на друга. Тут же подбежал механик, сообщив, что ходил обедать. Из АДП выскочили люди, и тут присутствующие наконец осознали, что произошел угон. Руководство аэропорта тут же позвонило пограничникам.

Даже не имеющий к авиации отношения человек сможет за несколько дней запомнить длительность перерыва у летчиков и то, как охраняется самолет. Что уж говорить про бывшего пилота и авиамеханика, пусть и склонного к пьянству. Причем подозреваю, что до увольнения из гражданской авиации Скрылев мог летать на все том же Ан-2, ведь на Ил-18 или Ан-24 вряд ли посадили бы человека с сильной любовью к алкоголю. Если уж грохнется - то пусть с колхозниками. Так что возможность угона именно Ан-2 была для Скрылева подарком судьбы. Которым он не преминул воспользоваться.

Тем временем угнанный Ан-2 повернул на юго-восток. Полет продолжался около полутора часов. После пересечения административной границы Грузии самолет повернул в море, но был перехвачен Як-28П из 171 ИАП ПВО, который сопровождался игравшим роль ретранслятора МиГ-17. Шедший на высоте 10-15 метров Ан-2П был заметен визуально, но ракеты его не захватывали. После нескольких заходов над нейтральными водами экипаж капитана Парфилова, добившись кратковременного захвата, выпустил К-8Р, но захват сорвался. После этого вперед вышел МиГ-17, который пилотировал заместитель командира 171 ИАП подполковник В.Н. Прищепа.

Поворот на юго-восток был разумным шагом, которым позволит Скрылеву долететь до Грузии. Но после того, как он залетел в воздушное пространство ГССР, Ан-2 повернул в море. Это была третья и по сути фатальная ошибка. И вот почему.

Скорее всего, Скрылев повернул в сторону моря где-то около Пицунды, ибо тамошний мыс служит прекрасным ориентиром хоть для моряка, хоть для летчика. Из Агоя до грузинской границы по воздуху (если лететь над побережьем) около 120 км, а до пицундского мыса примерно 155 км. Думаю, что Скрылев хотел долететь до Трабзона, ведь это был ближайший турецкий аэропорт в те годы. Конечно, он мог и попытаться приводниться вблизи турецкого берега, но там за морем сразу начинаются горы. Малейшая ошибка - и туркам остается выковыривать труп беглеца. Поэтому буду считать, что угонщик летел в Трабзон. Если он повернул в сторону моря за Пицундой и хотел лететь прямо, до трабзонского аэропорта было бы 400 километров. Но вскоре его перехватили здоровенный Як-28 и более мелкий МиГ-17 (сколько раз я лазил в его кабину, пока такой самолет стоял в городском парке, эх). 171 авиаполк базировался в те годы на аэродроме Бомбора, что в Гудауте. Вот здесь:


В позднесоветские годы этот аэродром вроде бы числился резервным для посадки советского шаттла "Буран". Но в 1967 году именно тамошние военные летчики получили приказ перехватить и сбить угнанный в Туапсе Ан-2, что более чем логично. Ведь ближайший военный аэродром на пути следования Скрылева находился именно в Гудауте. Отстреливать Ан-2 у Як-28 не вышло (ракеты не захватывали из-за слишком большой разницы в скорости или низкой высоты полета?), поэтому его расстрелял из пушки МиГ-17 и сбитый самолет упал в море. Думаю, что это произошло в треугольнике между Пицундой и Поти.

Но вернемся к фатальной ошибке Скрылева, который решил лететь в Турцию по прямой после Пицунды. Согласно данным из Википедии, дальность полета у Ан-2 990 км, крейсерская скорость 180 км/ч и максимальная скорость 236 км/ч при полной загрузке. Возможно, пустой самолет летит немного быстрее, но на Ан-2 это вряд ли будет заметно. В любом случае, полет в Турцию над морем давал возможность военным сбить угнанный самолет без риска того, что он упадет на жилые дома. Но тут благородство экономия топлива скорее вред, чем польза. И чтобы истребителям было сложнее решиться на уничтожение Ан-2, Скрылеву надо было не уходить в сторону моря, а просто лететь на низких высотах вдоль всего побережья Грузии до Турции. Если бы он летел так, путь до трабзонского аэропорта занял у него 565 километров. С имевшимся на тот момент запасом топлива это было вполне реалистично. И даже бы если до Трабзона топлива не хватило, то Скрылев мог бы попытаться приводниться параллельно берегу. Ведь так риск врезаться в гору будет гораздо ниже. Но угонщик этого не сделал и был сбит.

Не стоит пренебрегать и тем фактом, что помимо 171 авиаполка из Гудауты на пути Скрылева в Турцию было как минимум 2 военных аэродрома, где тоже базировались истребители, которые запросто бы могли попытаться сбить Ан-2 в воздушном пространстве СССР. Это аэродром в Сенаки, откуда в мае 1989 года капитан Александр Зуев угонит в Трабзон Миг-29:


И аэродром Мериа близ Озургети.

Сейчас они уже давно не являются авиабазами, но в 1967 году они точно были бы препятствием для Скрылева. Впрочем, выбери он провинциальный аэродром поближе к Турции, ему пришлось бы удирать от авиаполка из Сенаки или Мерии. Ведь лучше, когда у тебя на хвосте теоретически не 3 авиаполка, а 2. Или один.

Для этого Скрылеву надо было ехать не в Туапсе, а прямо в ГССР. Ведь там тоже было достаточно провинциальных аэродромов с такой же практически отсутствующей охраной самолетов и куда летали все те же Ан-2. Например, аэродром в Пицунде:


Даром что Скрылеву пришлось бы все равно пролетать над Гудаутой, к моменту оповещения тамошних летчиков он был бы слишком далеко. Скорее всего его бы встретили истребители из Сенаки или Мерии. Но Гудауту можно было исключить, выбрав местом бегства аэродром в Очамчире:


Или в Зугдиди.


Или в Самтредии (да-да, там тоже был аэродром)


Конечно, Скрылев мог бы и попробовать угнать самолет из Поти или Батуми, но там уже аэропорты были классом повыше, поэтому трюк с перелезанием через забор и последующим угоном самолета у него бы не вышел. Разве что заставить пилотов лететь в Турцию путем угрозы применения оружия. Горные аэропорты в Псху, Местии, Цагери и Амбролаури я в этот список включать не стал потому, что там очень высокие горы и пилот, плохо знающий те места, имеет отличный шанс врезаться при полете в гору. Даже если он и не планирует бежать из страны.

Был произведен посекундный расчет всех действий угонщика – от выбивания колодок из-под колес до запуска мотора. В сумме выходило, что на все у него должно было уйти 33 секунды, что вполне стыковалось с произошедшим. Оставалась одна неясность: Скрылев сумел обойти противоугонное устройство на секторе газа, которое экипажем было установлено. В связи с этим задача эксперимента была усложнена: участникам предлагалось проникнуть в закрытый самолет и запустить мотор. Для участия отобрали пилотов поопытнее, и тут начались неожиданности: авиаторы один за другим легко проникали в самолет и выполняли задание от силы за тридцать пять – сорок секунд. Как выяснилось, замки на дверях оказались хлипковаты по исполнению, и сильного рывка ручкой на себя было вполне достаточно, чтобы открыть дорогу. Что касается струбцины на секторе газа, ее можно было разогнуть руками. Струбцины на рулевые поверхности установлены не были, но реально в сложившейся обстановке требование к их обязательной установке на таких стоянках было почти равносильно стремлению швартовать машину, даже если бы ей предстояло стоять четверть часа. Итоги эксперимента были однозначны: будь даже борт 04959 заперт, быть угнанным ему было суждено. Существующие противоугонные устройства защиту машине не обеспечивали, но убедиться в этом вплоть до 13 марта 1967 года не удавалось в силу отсутствия прецедентов. Угнать Ан-2 в подобной обстановке мог любой решительный человек, обладающий навыками пилота.

Из копипасты следует лишь одно: достаточно было лишь уметь летать, чтобы угнать Ан-2 в 1967 году. Непонятно лишь одно - почему бывший военный летчик Скрылев не предусмотрел то, что на пути его бегства из СССР в Турцию его будут поджидать минимум 3 авиаполка? Ведь теоретически он мог иметь доступ в годы службы в ВВС к военным картам и запомнить, где могут быть препятствия. Но даже и не зная этого (либо забыв из-за частых пьянок), нетрудно было понять главное. Чем ближе к границе угоняешь самолет, тем меньше у военных времени взлететь на перехват цели и подготовиться к ее уничтожению.

Мой вердикт таков: Скрылев запланировал побег спонтанно и на эмоциях. Поэтому у него и не получилось улететь в Турцию на угнанном самолете. Поработай он над этим несколько месяцев вместо нескольких дней, его побег бы удался. Для этого надо было сделать главное - прекратить пить.

Впрочем, 20 лет спустя Роман Свистунов угнал Ан-2 из Латвии и улетел на нем в Швецию, будучи пьяным. Но там он планировал побег целых 3 года, так что это уже совсем другах история.

Tags: 5БВ, КБД, Турция, какие корабли?, лекция по съеботронике, почитать принес, самолеты какие были?
Subscribe

  • Рекордсмен на югах

    Проект "Илитка" пока что на каникулах, но бонзам из центра мы отдыхать спокойно не дадим. В этот раз гостем сего ЖЖ станет один из самых…

  • Межреспубликанская погоня

    Киношный Батуми - тема весьма слабо исследованная и я попытаюсь заполнить известные мне пробелы. Если в прошлый раз был биографический уклон, то…

  • Двор с историей

    Рядом с центром Батуми есть мало кому известная улица 9 марта. Понаехавшие и прочие временщики о ней даже не знают. Тут живут почти все свои и на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Рекордсмен на югах

    Проект "Илитка" пока что на каникулах, но бонзам из центра мы отдыхать спокойно не дадим. В этот раз гостем сего ЖЖ станет один из самых…

  • Межреспубликанская погоня

    Киношный Батуми - тема весьма слабо исследованная и я попытаюсь заполнить известные мне пробелы. Если в прошлый раз был биографический уклон, то…

  • Двор с историей

    Рядом с центром Батуми есть мало кому известная улица 9 марта. Понаехавшие и прочие временщики о ней даже не знают. Тут живут почти все свои и на…