Troll Wars (9_3viggen) wrote,
Troll Wars
9_3viggen

Category:

Электрификация

Что-то в последне время все чаще всплывают новости на тему обновления автобусов в Грузии. Сначала стало известно, что в Тбилиси поступят 143 газовых автоубса MAN Lion's City (после пердящих Богданов А092 и А1445 это действительно прорыв). Цена вопроса - 27 миллионов евро, бабки выдает ЕБРР. Делим эту сумму на 143 и выходит 188811 евро и 18 центов за один автобус. Довольно дешево для автобуса, который считается одним из лучших в своем классе.Ах да, фирменный цвет тбилисских автобусов сменится с желтого (впрочем, Богданы в другие цвета почти и не красили - краски не имели, что ли?) на синий. Тут уже пахнет политотой и тухлым провинциализмом: при мишистах метропоезда начали красить в красно-бело-серых тонах, а борисовцы тащат синие автобусы. Все под цвет партии должно быть, как минимум в столице. Так что отныне тбилисский автобус будет выглядеть вот так (на снимке автобус в шведском городе Калмар, но в Тбилиси будут работать точно такие же):

С момента публикации новости про поставку МАНов в Тбилиси прошло несколько дней и вот подоспело новое извещение: в Батуми планируется закупить...электроавтобусы. Притом не один и не два, а целых 10 штук. Закупочная цена одного электроавтобуса - 250 тысяч долларов. Если верить чиновниками из муниципалитета, Батуми станет первым городом Закавказья, в которм будут ходить электроавтобусы. Источник средств на это - все тот же ЕБРР.

Поначалу я был совсем недоволен - зачем покупать 10 электроавтобусов, когда в городе нет даже нормальных дизельных автобусов? Ведь на данный момент роль городских автобусов выполняют жуткие китайские ведра, которые пришли на смену Богданам А092 (если честно, даже Богданы кажутся нормальными автобусами в сравнении с китайским барахлом). Есть два типа китайского автобусного хлама:
1. Zonda (поставлены в 2009-2010 годах, менее чем через год автобусы начали сыпаться и пускать клубы черного дыма как КАМАЗ)

2. FAW (поставлены в 2012 году). Помимо жуткого дизайна, есть две интересные детали: автобусы были поставлены компанией из Армении (хотя импортеров техники в самой Грузии более чем достаточно) и через перевал их тащили тягачом, китайский мотор оказался слишком слабым. Но тем не менее, это первый низкопольный автобус в стране.

И еще - у обоих китайских автобусов перевернутая схема переключения передач. Четные и нечетные передачи встречаются вместе в обоих рядах КПП.

Но 10 электроавтобусов будут не единственной покупкой города. Ожидается и покупка дизельных автобусов, отвечающих нормам токсичности Euro 5. Количество дизельных автобусов и их производитель пока неизвестны, но рискну предположить, что это тоже может быть MAN Lion's City. Их в Европе тоже очень много и отличаются они от газовых лишь отсутствием здоровенного горба на крыше:


Лично я целиком и полностью поддерживаю идею избавления улиц города от китайских ведер, которые уродливы, некомфортны, ненадежны и гадят как старые Камазы. Но перед тем, как ввезти в Батуми новые автобусы, надо хотя бы обновить депо (ведь нельзя чинить новые современные автобусы таким же методом, как китайские тачанки). Причем с очень большой вероятностью можно сказать, что автобусы будут европейских марок - ЕБРР и прочие ему подобные институты почти всегда ставят условие, чтобы выданные ими деньги большей частью вернулись в родные места, то есть в ЕС. В чем причина такой активности на поле общественного транспорта в Грузии, я не знаю - возможно, бывшие соцстраны уже закупили европейские автобусы в достаточном количестве, им новые ссуды уже не нужны. А в Грузии еще можно реализовать несколько проектов и освоить под это неплохие суммы.

Но вот затея с электроавтобусом...Это слишком безрассудно, на мой взгляд. Хорошо, в "Батумском автотранспорте" пытаются подражать автотранспортным предприятиям развитых стран - водители меняются прямо на линиях, а не вкалывают весь день после выезда из гаража, как в Тбилиси. Их даже обучали как помогать колясочниками въехать и выехать из автобуса, но до электроавтобусов эта контора пока еще не доросла. Даже богатые города Западной Европы не решаются на их массовую закупку. Разве что купят штук 5 для пиара: вот, мы тоже за чистый воздух и уменьшение вреда окружающей среде. Но дальше этого дело не идет. Вот электроавтобус Solaris Urbino 12 в Берлине, таких автобусов в городе всего...4 штуки. Они ходят на линии 204, на которой пришлось устанавливать и станции зарядки.

Так что все более чем странно. Покупка электроавтобусов требует серьезной инвестиции и в дорожную инфраструктуру, это не только нормальный асфальт на улицы положить. И цифры об этом говорят: в Берлине живет 4 миллиона человек и работает всего 4 электроавтобуса, которые явно намного дороже дизельных автобусов в обслуживании и эксплуатации. А в Батуми, где живет менее 200 тысяч человек и нет никакой инфраструктуры для электроавтобусов, хотят завезти целых 10 штук. Где логика? Я ее не вижу. И если электроавтобусы все же будут куплены, то на каждой линии они точно не смогут работать, придется либо создавать новую специально для них, либо переделывать из уже существующих.

А вот хорошие дизельные автобусы будут более чем уместны. Но лучше не пускать их на линии, которые проходят около рынка и автовокзала, пускай там продолжают ходить китайские развалины. И обучить персонал работать с ними тоже надо, это не Богданы кувалдой чинить.

Посмотрим, что из этого выйдет.
Subscribe

  • Мутации Тагила

    Был такой смищной (на самом деле не очень) ситком "Наша Russia". Юмор был там так себе, но персонажи запоминались отлично. К запоминающимся…

  • Radio Espantoso на выезде

    Если кто-то думает, что после кубинской революции 1959 года бородачи с яхты "Бабуля" тут же побежали в Москву на поклон, то он ошибается.…

  • Это не другое

    Все давно знают, что пристройки этакий мем закавказских стран. Их и в Батуми великое множество (сейчас уже почти не сооружают, но с 1990-х и 2000-х…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments