Troll Wars (9_3viggen) wrote,
Troll Wars
9_3viggen

Categories:

Памяти тбилисского троллейбуса

Нашел фотографии из коллекции Ааре Оландера из Эстонии, который с 1970-х фотографировал городской электротранспорт бывшего СССР и Грузии в том числе. Благодаря его фотографиям можно сделать этакую хронику жизни Тбилисского троллейбуса. В общем, попробую запилить биографию сего вида транспорта.

Оригиналы фото можно глянуть здесь:
http://photo.tramvaj.ru/zakavkazye.htm
http://transphoto.ru/city/149/

Лето 1945 года, троллейбусы ЯТБ-4, проспект Руставели. Фотография из госархива Грузии.

1959 год, возле нынешнего парламента. Троллейбус МТБ-82, они еще могли с прицепами ходить, как швейцарские тролли. Автор фото Вольфганг Шрейнер из Лейпцига, коллекция А.Оландера.

После МТБ-82 в Тбилиси пошли Зиу-5. Это 1977 год.

В цвете они выглядели вот так. Это 1976 год, автор фото Майк Таплин, коллекция А.Оландера.

Были в Тбилиси и знаменитые чешские Skoda 9Tr. На этом фото 1977 года еще можно заметить старый ж/д вокзал Тбилиси!

Эти же тролли в цвету. 1980 год, старый вокзал уже взорван и начинается стройка нового, которая с трудом окончится в 1992 году, и то не  полностью.

Окраска, кстати, у тбилисских троллейбусов была довольно оригинальной для СССР 1980 года.

А это фото вообще прелесть. Троллейбус около гостиницы "Иверия", 1980 год. Через 13 лет троллейбус окажется в анале, а гостиницу испоганят беженцы.

Шкоды в депо, 1983 год. Как пишет А.Оландер, это было депо около вокзала. Муштаидское, что ли?

1983 - последний год этого типа троллейбуса в Тбилиси. С этого же года начнут поступать новые модели 14Tr.

Впрочем, в 1980-х Шкоды не были одни в Тбилиси. Имелись и знаменитые ЗиУ-9/ЗиУ-682 из Энгельса. Вот они в депо на Важа-Пшавела, 1980 год. Нынче это самая массовая модель троллейбуса в мире, хотя объективно по потребительским качествам этот тролль был хуитой. Я знаю, ездил на нем немало.

Тоже 1980 год и та же модель тролля, но уже на проспекте Руставели.

Опять ЗиУ-682, кажется в самом начале Важа-Пшавела, 1980 год. Возле тролля стоит сам А.Оландер. Долгих лет ему и крепкого здоровья!

В 1983 году Тбилиси получает новенькие Skoda 14Tr. Фото Анатолия Вильковича из коллекции А.Оландера.

Вот они в депо на Важа-Пшавела, которое нынче тоже существует, но в виде жуткого бомжатника. Можно глянуть тут:http://9-3viggen.livejournal.com/167960.html

1984 год, совсем новая Шкода около Академии наук. Фото Ричарда Ломаса из коллекции А.Оландера.

Аналогичный тролль, но уже 1988 год. Фото Бернхарда Куссмагка из коллекции А.Оландера. Место определить не могу, если кто поможет, буду рад.

Ну а дальше пошел лютый пиздец 1990-х годов. И тбилисский троллейбус потихоньку начал скатываться в УГ из-за недостатка финансов и тотального воровства. Это уже 1999 год. Фары на тролле не родные.

1999 год, депо Исани. Иные тролли родные фары сохранили. Хотя окраска убивает наповал - это кто додумался замалевать добрую часть остекления? Троллейбусам нет и 15 лет. Замок на первой двери умиляет.

1999 год, около парламента. На троллях начинает появляться реклама. Это грузинские авиалинии.

А это та самая жвачка, что айс.

Я тоже хорошо помню это - троллей с металлическим листом вместо средней двери.

А вот лобовое из чего попало не помню. Тоже 1999 год, улица Багдади.

У большинства троллей морды были побитыми.

Депо Исани в том же 1999 году. Какое депо - такие и троллейбусы.

Около ГПИ.

В 2002 году город получает пожертвование из Афин в лице старых ЗиУ-9. Фото 2003 года, автор Майк Рассел, коллекция А. Оландера.

Он же, но где именно, не знаю.

Большинство Шкод уже дышат на ладан.

Иные держатся.

Отдельные экземпляры даже проходят капитальный ремонт в 2003 году! Кстати, в 2005 большую часть афинских ЗиУ откапиталили, но фотографий я не нашел.

2004 год, ЗиУ-9 около парка Ваке. Имя автора неизвестно, фото отсюда:http://transphoto.ru/photo/146231/

А потом пришло либертарианство. Конец немного предсказуем. 2010 год, бывшее Авчальское депо, автор фото Георгий Бабунашвили.

Тот самый откапиталенный тролль, автор Каха Мчедлидзе.

Что имеем взамен тролля? Дохрена шайтан-шахид-такси с безумными водилами, карманные маршрутки и автобусы по минимум двукратной закупочной цене. Да здравствует либертарианство!
Subscribe

  • Это не другое

    Все давно знают, что пристройки этакий мем закавказских стран. Их и в Батуми великое множество (сейчас уже почти не сооружают, но с 1990-х и 2000-х…

  • Новояз возле нас

    Все знают, как горячо я люблю бигтех. Даже когда ЖЖ начал потихоньку сдуваться, я твердо решил остаться тут. Интерфейс знакомый, тексты писать…

  • Поездки бАгинь в наши края

    Внесу-ка я разнообразия немного в публикующиеся здесь иронично-исторические хроники. На этот раз речь пойдет о женщинах, которые были политическими…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • Это не другое

    Все давно знают, что пристройки этакий мем закавказских стран. Их и в Батуми великое множество (сейчас уже почти не сооружают, но с 1990-х и 2000-х…

  • Новояз возле нас

    Все знают, как горячо я люблю бигтех. Даже когда ЖЖ начал потихоньку сдуваться, я твердо решил остаться тут. Интерфейс знакомый, тексты писать…

  • Поездки бАгинь в наши края

    Внесу-ка я разнообразия немного в публикующиеся здесь иронично-исторические хроники. На этот раз речь пойдет о женщинах, которые были политическими…